Святые врата

Святые врата

Святые врата

Святые врата Троице-Сергиевой Лавры находятся в Красной башне, возведенной в XVI в. и перестроенной в 1858 г. Святые врата сообщаются с надвратной церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.). На стенах арок Святых врат можно увидеть живопись по мотивам жития преподобного Сергия Радонежского, созданную в 1915 г.

Летом 1910 г. на Святых вратах были установлены две чугунные мемориальные доски в память о героях Троицкой осады 1608-1610 гг.

 Из путевых записок Павла Алеппского (1655 г.):

<…> Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот – это святые ворота, которые постоянно заперты и отворяются только, когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота назначены для народа и животных. Монастырь имеет еще потаенную дверь с западной стороны… Затем мы осматривали монастырские ворота: кроме железных дверей, они имеют большую железную решетку, которую, в случае опасности, спускают машиной и потом опять поднимают. По истине, монастырь вполне неприступен. Вход этих ворот похож на вход ворот Алеппской крепости. Пушки с той и с другой стороны выходят на рвы <…>

Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий» (1830):

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья <…>

Из были Н. С. Лескова «Владычный суд» (1877):

<…> Останавливаясь, как требовали дела, то в одном, то в другом месте, иногда довольно подолгу, я в свободное время много читал и покупал интересовавших меня старых и новых сочинений. Так, купив раз на ярмарке у ворот Троице-Сергиевой лавры сочинения Вольтера, я заинтересовался нападками этого писателя на Библию. Что это в самом деле: как и на чем могло быть написано Моисеем Пятокнижие, каким способом мог быть истолчен в порошок золотой телец, когда золото в порошок не толчется, и тому подобные вопросы смущали меня и заставляли искать на них удовлетворительного, резонного решения <…>

Из романа П. Д. Боборыкина «Василий Теркин» (1892):

<…> Он скорыми шагами, чтобы уйти от этого первого впечатления, двинулся под ворота.

Там по обеим сводчатым стенам шел такой же торг образками, деревянными игрушками и мелкой посудой, четками, крестиками, картинками. Служки и монахи, приставленные к продаже всем этим добром, переговаривались с разными кумушками, дававшими непомерно малую цену. Перед литографиями толпились богомольцы. Нищие, двумя вереницами, и до ворот и после них, у перил прохода, стояли, сидели и лежали и на разные голоса причитали, так что гул от них полз вплоть до паперти большой церкви, стоящей вправо, куда шло главное русло народа. По двору, больше влево, на булыжнике мостовой расселись с котомками бабы и мужики; в разных направлениях сновала чистая публика - грузные купчихи, старушки барыни, подростки, приезжие из дальних губерний купцы в сапогах бутылками, кое-где выцветший военный сюртук отставного <…>

Из дневника Николая II (запись от 22 мая 1896 г.):

<…>  Встали рано и к 9 ч. собрались все на Ярославском вокзале. Поехали в Троицко-Сергиевскую Лавру, куда прибыли в 11 час. Митрополит встретил крестным ходом у ворот и повел нас в собор <…>

Из воспоминаний художника М. В. Нестерова «О пережитом» (о событиях мая 1896 г.):

   <…>   Царь и Царица были у Троицы. Я видел их близко. Когда Царский экипаж подъехал к Святым воротам, митрополит и духовенство опоздали к встрече, за что тут же Преосвященный получил от Великого Князя Владимира Александровича громкое: — «Что вы, Владыка, спите там!» <…>

Анна Ахматова о памятных досках на Святых вратах Троице-Сергиевой Лавры. Из книги А. Г. Наймана «Рассказы о Анне Ахматовой» (1989):

<…> Как я завидую Вам в Вашем волшебном Подмосковии, с каким тяжелым ужасом вспоминаю Коломенское, без которого почти невозможно жить, и Лавру, которую когда-то защищал князь Долгорукий-Роща (как сказано на доске над Воротами), а при первом взгляде на иконостас ясно, что в этой стране будут и Пушкин, и Достоевский <…>