Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович (15(27).01.1826, с. Спасское (Спас-Угол) Калязинского уезда Тверской губ. – 28.04(10.05).1889, Санкт-Петербург), русский писатель.
Из дворянского рода. М. Е. Салтыков-Щедрин родился и вырос в имении Спас-Угол, в 70 верстах от Сергиевского посада.
Автор многих прозаических произведений, вошедших в основной корпус русской классической литературы XIX в., один из основоположников отечественной сатиры.
Мать будущего писателя Ольга Михайловна брала своих сыновей Михаила и Дмитрия в поездки в Москву, во время которых они заезжали в Троице-Сергиеву Лавру.
Воспоминания об этом отразились в творчестве писателя.
Путешествия к Троице описаны в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» (1889). Михаил Евграфович рассказывает о хлопотах подготовки, езде по ухабистой дороге и прибытии в Сергиевский посад:
<…> Главная остановка нам предстояла в Сергиевском посаде, где я тоже до тех пор не бывал. Посад стоял как раз на половине дороги, и матушка всегда оставалась там дольше, нежели на других привалах. Теперь она спешила туда к вечерне. Она не была особенно богомольна, но любила торжественность монастырской службы, великолепие облачений и в особенности согласное, несколько заунывное пение, которым отличался монастырский хор. Я тоже, с своей стороны, горел нетерпением увидеть знаменитую обитель, о которой у нас чуть не ежедневно упоминали в разговорах. По словам матушки, которая часто говорила: «Вот уйду к Троице, выстрою себе домичек» и т. д., – монастырь и окружающий его посад представлялись мне местом успокоения, куда не проникают ни нужда, ни болезнь, ни скорбь, где человек, освобожденный от житейских забот, сосредоточивается – разумеется, в хорошеньком домике, выкрашенном в светло-серую краску и весело смотрящем на улицу своими тремя окнами, – исключительно в самом себе, в сознании блаженного безмятежия… <…>
<…> Сказывала она мне также, сударь, какие чудеса от нетленных мощей преподобного Сергия Радонежского соделываются. Пришел, ваше благородие, к раке его человек некий неверующий, и похвалялся тот человек, что хоша он и нарочито не поверует, а ничего якобы от этого ему худого не сделается. И едва, сударь, он это вымолвил, как почувствовал, что у него словно язык отнялся, так что последних-то слов даже и выговорить путем не мог. Ну, тогда и подлинно уведал господин неверующий, что в мощах преподобного великая сила сокрыта, и не токмо поверовал, но и в чернецы тут же постригся, а язык стал у него попрежнему… <…>
<…> Уеду отсюда к Троице-Сергию, укроюсь под крылышко угоднику — никто и не услышит меня. А уж мне-то как хорошо будет: мирно, честно, тихо, ни гвалту, ни свары, ни шума — точно на небеси! <…>