Колокольня Лавры
<…> К любопытным вещам в лавре принадлежит и большой колокол, в 4000 пуд весом, первой в России и в целом свете, так, что и славный Китайский не может с ним равняться. Вероятно, что он и навсегда останется первым: вкус к огромным колоколам проходит. Троицкие все называются особенными именами: Годунов, Лебедь, Переспор, и проч. – Вид с колокольни (превышающей двумя или тремя саженями Ивана Великого) отменно хорош; монастырские окрестности живописны <…>
Из романа П. Д. Боборыкина «Василий Теркин» (1892):
<…> Толпа, где все так же пахло мужиком и бабой, вытеснила его из Троицкого собора, и он опять очутился на площадке, где на мостовой сидели богомольцы и нищие, и где розовая колокольня, вытянутая вверх на итальянский манер, глядела на него празднично и совсем мирски, напоминала скорее о суетной жизни городов, о всяких парадах и торжествах <…>
Из повести И. С. Шмелева «Богомолье» (1931):
<…> А тут уж и Посад виден, и Лавра вся открывается, со всеми куполами и стенами. А на розовой колокольне и столбики стали обозначаться, и колокола в пролетах. И не купол на колокольне, а большая золотая чаша, и течет в нее будто золото от креста, и видно уже часы и стрелки. И городом уж запахло, дымком от кузниц <…>
Борис Шергин. Из дневников (28 мая 1946 г.):
<…> Великолепная лаврская кампанилла заиграла перечасье и прозвенела шесть часов. И поплыли, запели, понеслись удар за ударом – звон ко всенощной, к молитве благостной.
«И звон смиряющий всем в душу просится, окрест сзывающий, в полях разносится…» И уж тут я поревел всласть…
Ни мыслию того было смыслити, ни думою сдумати, что даст мне Бог слышать звон церковный и стоять у церковной службы в Лавре преподобного Сергия, припадать к Сергееву гробу, окруженному сиянием свеч и молящимся народом… Слаще таких минут ничего не живет на земле <…>
Из статьи Андрея Вознесенского «Архистихи»:
<…> Точно так же оси энтазиса стен и пилястр Троице-Сергиевой лавры сходятся в одной небесной точке. Все здание как бы стремиться к ней. Когда позднее зодчий Ухтомский построил колокольню, он завершил ее именно на уровне «парящей точки». Он инстинктивно уловил эту высоту <…>